Увидев внимательное, уважительное отношение простых иранцев к экспозиции Музея еврейского наследия и Холокоста, в том числе к залу по истории Катастрофы на территории СССР, услышав их комментарии, хочется верить, что и в Иране антисемитизм — не столько древняя юдофобия, сколько насаждаемая нынешним политическим режимом идеология. И также хочется верить, что в отношении Ирана к Израилю, к еврейству, наступят лучшие времена.
Музей еврейского наследия и Холокоста в Мемориальной синагоге на Поклонной горе занимается не только культурно-просветительной деятельностью. Он выполняет и важную политическую функцию: противостоит современным попыткам отрицания трагедии Холокоста.
Обычно носителями такого «отрицательного» подхода являются люди, мировоззрение которых отравлено ядом антисемитизма. Мы нередко видим таких посетителей музея, и подростков, и людей среднего поколения. Порой они оказываются в составе туристических групп, вынужденные (против их желания) вслед за церковью и мечетью на Поклонной горе зайти в Мемориальную синагогу.
Иногда это бывают и отдельные посетители, гуляющие по Парку Победы и с изумлением обнаруживающие здание с шестиконечной звездой. Один из таких гостей Москвы, человек уже пенсионного возраста, недавно зашел в здание с возмущением: «Почему это синагога стоит в самом сердце его Родины?»
Противостоять этой идеологии, стараться привить уважение к еврейскому народу, его культуре, истории, к его трагедии, наконец, – это и есть главная задача Мемориального комплекса, построенного Российским еврейским конгрессом.
Но эта тема имеет и международный аспект.
Как известно, во многих странах публичное отрицание Холокоста считается противозаконным и может повлечь ответственность.
Среди стран с противоположным законодательством выделяется Иран.
Не проходит и месяца, чтобы президент Ирана Ахмадинежад не выступил по этому вопросу, объявляя трагедию европейского еврейства «выдумкой», призывая другие страны отказаться от признания Холокоста.
Конечно, это не имеет никакого отношения к научным спорам и дискуссиям ученых. Холокост привел к росту самосознания евреев мира, к борьбе за создание государства Израиль. Того самого государства, которое президент Ирана призывает уничтожить.
И один из его аргументов является попыткой фальсификации истории. «Если Холокоста не было – тогда все евреи должны вернуться на земли, откуда они родом» – заявляет иранский президент.
Иногда мы получаем свидетельства того, что не все граждане Ирана разделяют эту человеконенавистническую теорию. Как правило, это професора, интеллектуалы, не желающие сползания Ирана в средневековую дикость.
Обо всем этом подумалось, когда в здание музея зашла группа молодых людей с характерной восточной внешностью. Оказалось, что они из Ирана, несколько лет назад приехали в Москву учиться и работать.
Надо признать, в книге отзывов посетителей музея действительно можно встретить самые далекие страны, находящиеся и в западном полушарии, и в южном, в том числе Аргентину, Австралию… Но вот гостей из Ирана мы почти никогда не видим, и, наверное, не потому, что эта страна так далека от России.
Тем интереснее было проводить эту экскурсию, показывать, какими путями приходили в Российскую империю евреи (часть из них, горские, в 6 веке переселялась в Закавказье из Ирана), какой вклад они вносили в экономику и культуру России, как непросто складывались их отношения с местным населением, как они жили в стране с насаждавшимся сверху антисемитизмом. Интересно, что и в истории Ирана были разные времена – и периоды веротерпимости, уважения к еврейству (13-14 вв), и периоды гонений, насильственных обращений в ислам (16-17 вв), что ставило иранских евреев в положение испанских марранов). Да и в более близкие к нам времена политика Ирана по отношению к евреям неоднократно менялась: от понимания позиции Израиля в Синайской кампании 1956 г, в Шестидневной войне 1967 г, в войне Судного дня 1973 года, до полного разрыва отношений после исламской революции 1979 г. и практически военного противостояния в наши дни.
Увидев внимательное, уважительное отношение простых иранцев к экспозиции нашего музея, в том числе к залу по истории Холокоста на территории СССР, услышав их комментарии, хочется верить, что и в Иране антисемитизм — не столько древняя юдофобия, сколько насаждаемая нынешним политическим режимом идеология. Хочется верить, что в отношении Ирана к Израилю, к еврейству, наступят лучшие времена.
А пока — уважительная запись иранских гостей в музейной книге расположилась рядом с отзывами российских посетителей и отзывами туристов из далекой Калифорнии.
А.С.Энгельс