29 апреля 2014 года в 18.30 в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им.М.И.Глинки (ул. Фадеева, д. 4) состоится музыкальный вечер, посвященный памяти известного советского композитора Оскара Фельцмана. Поклонников творчества маэстро приглашают его семья и Российский еврейский конгресс.
29 апреля 2014 года в 18.30 в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им.М.И.Глинки (ул. Фадеева, д. 4) состоится музыкальный вечер, посвященный памяти известного советского композитора Оскара Фельцмана. Поклонников творчества маэстро приглашают его семья и Российский еврейский конгресс.
Оскар Фельцман (1921 – 2013), один из самых известных и узнаваемых на слух композиторов советской эпохи, был автором полутора тысяч (!) песен. В их число вошли не только шлягеры, но и многочисленные вокальные циклы, в том числе на стихи Цветаевой, Инны Лиснянской и Хаима Бялика, и «Из еврейской поэзии», написанный в перестройку и исполненный Иосифом Кобзоном. Но даже если бы Фельцман был автором только «Ландышей» и «Огромного неба», он уже остался бы в истории отечественной музыки как автор шедевров.
В каком-то смысле творчество Оскара Фельцмана – это есть история советской песни и советской музыки в целом, ибо помимо шлягеров он был создателем нескольких оперетт – «Тётка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» (все три написаны в 1973 году) и еще нескольких ранних. Премьера первой из них, «Воздушного замка», состоялась в Московском театре оперетты в 1948 году, когда композитору исполнилось 27 лет, и он еще не предполагал заниматься легким жанром.
Этот мальчик из приличной интеллигентной семьи (папа – известный в Одессе хирург, специалист по костному туберкулезу), как только открылись его музыкальные таланты – случилось это в пять лет – повторил судьбу многих талантливых одесских детей. Сначала родители отвели его в школу знаменитого скрипичного педагога Столярского (которую тот, будучи человеком не слишком широко образованным, называл «школа имени мене»). Причем Столярский лично занимался с Оскаром, пока через две недели мальчик не заявил: «Не хочу играть стоя, хочу сидя». И Столярский признал поражение: «Посадите мальчика за рояль».
Впоследствии Оскар Борисович не жалел об этом, считая, что композитор должен быть пианистом, и школу он закончил у прославленной Берты Рейнбальд, у которой учился и Эмиль Гилельс. Однако свое первое крупное серьезное сочинение Фельцман напишет в 1952 году именно для скрипки. А незавершенную академическую карьеру Оскара Фельцмана (окончившего Московскую консерваторию, между прочим, у Виссариона Шебалина) продолжит его сын, Владимир Фельцман, сегодня входящий в число известнейших пианистов мира.
Отец же, начав в молодости, так и продолжил возделывать песенную ниву. И достигнет в своем деле настоящих высот. «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», исполненные Эдитой Пьехой, уже упомянутое «Огромное небо», «Ходит песенка по кругу», «Ничего не вижу…», «Вальс при свечах», «Мир дому твоему»… Мы выросли среди этих его мелодий. А о каких-то и не догадываемся, что их написал он, Оскар Фельцман. Например, о песенке «Теплоход», исполненной Утесовым, и о многих других. Но сами эти песни мы знаем и помним – это ли не есть настоящее признание авторских заслуг.
Ирина Мак специально для сайта РЕК
Фото: Надир Чанышев