12 ноября в Москве прошла встреча участников Бизнес-клуба Российского еврейского конгресса с израильским религиозным философом и исследователем иудаизма Пинхасом Полонским. Его лекция на тему «Иудаизм: Религия идеалов или религия заповедей?» привлекла как представителей бизнес-сообщества, так и религиозных деятелей – раввина синагоги на Поклонной горе Александра Фейгина и раввина синагоги в Отрадном Довида Карпова.
12 ноября в Москве прошла встреча участников Бизнес-клуба Российского еврейского конгресса с израильским религиозным философом и исследователем иудаизма Пинхасом Полонским. Его лекция на тему «Иудаизм: Религия идеалов или религия заповедей?» привлекла как представителей бизнес-сообщества, так и религиозных деятелей – раввина синагоги на Поклонной горе Александра Фейгина и раввина синагоги в Отрадном Довида Карпова.
Встреча с П. Полонским была организована в рамках сотрудничества РЕК с еврейским культурно-религиозным центром «Маханаим», который занимается популяризацией иудаизма среди евреев в Израиле и странах бывшего СССР.
Подробнее о темах, затронутых на лекции, П. Полонский рассказал в специальном интервью для редакции сайта Российского еврейского конгресса.
Говоря об ортодоксальной модернизации, на которой строится его подход к изучению иудаизма, Полонский пояснил, это в ее основе лежит понимание развития цивилизации и культуры как божественного послания. Религия развивается в новых условиях, сохраняя при этом свою ортодоксальность.
«Многое зависит от того, как мы воспринимаем окружающую жизнь, историю, культуру, развитие. Воспринимаем ли мы это так, что человеческая деятельность не имеет никакого отношения к божественному. И тогда она как была, так и остается. Или вся жизнь – это диалог с Б-гом. Не только мой индивидуальный, но и наш общенациональный, наш общечеловеческий. В процессе этого диалога Б-г раскрывает нечто новое. Если диалог настоящий, в нем постоянно должно раскрываться новое. В ходе развития человеческого общества божественность обновляется, дается нечто такое, чего не было раньше. Ничего не отменяется. Это не реформа. Реформа пытается что-то отменить. Все сохраняется. Это – ортодоксия, но ортодоксия модернистская», – пояснил он свою мысль.
Подход П.Полонского базируется на идеях рава Кука, чьи книги по большей части были опубликованы после его смерти, хотя еще при жизни он пользовался огромным уважением и признанием. Кук занимал должности раввина Яффы (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Эрец-Исраэль (1921—1935). Учение р. Кука получило известность благодаря его ученикам. На сегодняшний день его последователи являются самой большой религиозной группой в Израиле.
Пинхас Полонский потратил многие годы на изучения и преподавания философии р. А.-И. Кука и по праву считается одним из признанных специалистов в этой области. Он также написал книгу «Рав Авраам-Ицхак Кук. Личность и учение» .
Объясняя идеи Кука, Полонский говорит о том, что мир развивается и эти изменения должны найти адекватное отражение в религии. «Сегодняшняя религия не должна повторять религию ХIХ, ХVIII или ХVII веков. Она должна быть ортодоксальной, она их наследница», – отмечает Полонский. По его словам, есть новые вопросы, которых не было раньше. И философия Кука старается найти на них ответы, считая, что религия не данность, а диалог с Б-гом. И главная человеческая задача с этой точки зрения не послушание и покорность, а взросление.
«Человек спорит с Б-гом, человек соглашается с Б-гом, отрицает Б-га. Человек развивается, и Б-гу интересно вести с человеком диалог», – развивая эти идеи, Полонский считает, что главное в иудаизме – это идеалы, а заповеди даны, чтобы воплощать эти идеалы в жизнь творчески и с радостью.