В понедельник, 10 марта, в Перми прошло внесение Свитка Торы в местную синагогу. Событие важное для религиозной общины (предыдущее торжество по случаю внесению Свитка происходило пять лет назад). Но в разговорах горожан и в СМИ оно было заслонено другим – отнюдь не радостным, а зловещим. Накануне вечером, 9 марта, неизвестные, разбив окно, забросили две бутылки с «коктейлем Молотова» – горючей смесью – в помещение школы в Еврейском общинном центре.
Кто и что стоит за поджогом школы в Еврейском центре Перми?
В понедельник, 10 марта, в Перми прошло внесение Свитка Торы в местную синагогу. Событие важное для религиозной общины (предыдущее торжество по случаю внесению Свитка происходило пять лет назад). Но в разговорах горожан и в СМИ оно было заслонено другим – отнюдь не радостным, а зловещим.
Накануне вечером, 9 марта, неизвестные, разбив окно, забросили две бутылки с «коктейлем Молотова» – горючей смесью – в помещение школы в Еврейском общинном центре. Возник пожар, выгорела часть пола. К счастью, в школе в этот час никого не было.
В Перми нападение на Еврейский центр связывают с торжеством по поводу внесения Свитка – совпадение по времени отнюдь не случайно. Сам факт предстоявшего праздника и обстоятельства его проведения вызвали ожесточенные споры в городе и за его пределами.
Известный экономист и не менее известный либеральный политик, лидер партии «Россия: Здравый смысл» Михаил Делягин вообще поставил вопрос о запрете деятельности движения ХАБАД на территории России. Возмущение Делягина вызвало то, что пермские хабадники (общину возглавляет израильтянин, посланник Любавического ребе раввин Залман Дайч) обратились к местным властям с просьбой (на сайте политика она трактуется как «требование») о закрытии движения на улице Сибирская во время процессии со Свитком, а власти эту просьбу удовлетворили. Это дало либералу основания предположить, что ХАБАД устроил в Перми свою столицу – творит, что хочет.
Можно, конечно, спорить о целесообразности вынесения еврейских торжеств на улицы российских городов. Но с другой стороны, в просьбе любой общественной организации (к таковой формально относится и ХАБАД) о проведении массового шествия и закрытии для его проведения уличного движения на протяжении нескольких сот метров в течение получаса нет ничего экстраординарного.
Если бы эта организация не была еврейской. Если бы именно на это не делался акцент всегда готовыми разжечь конфронтацию интересантами. И тогда – любое лыко в строку. И то, что это ХАБАД – «хасиды», которые только недавно «поставили Россию на счетчик» из-за спора из-за библиотеки Шнеерсона. И то, что видный член этой общины, в честь которого, как пишут, и был изготовлен новый Свиток, – Шемтов Биньяминов – владелец пермского рынка «Гача», считающегося азербайджанским.
Трудно не заподозрить политика, ранее не отличавшегося антиеврейской активностью, в том, что он в этом инциденте увидел удобный повод снискать популярность определенного слоя общества, испытывающего, мягко говоря, «личную неприязнь» и к евреям, и к кавказцам. Так это удачно соединилось в данном конкретном случае в одном флаконе.
Трудно не заподозрить, потому что опытный политик не мог не подозревать, какую реакцию и какого контингента вызовут его филиппики против засилья ХАБАДа – читай евреев и кавказцев – в Перми. Комментарии к антихабадным заявлениям Делягина на его персональном сайте откровенно антисемитские, черносотенные. Конечно, не он смешивал «коктейль Молотова» и посылал поджигателей в Еврейский центр. Но политик, решившийся играть на этом опасном поле, должен знать, что он играет с огнем. Иногда это происходит и так буквально, так наглядно – с реальным поджогом.
Это урок и тем, кто подстрекал – не думая о последствиях, и тем, кто давал повод подстрекателям, не думая условиях, в которых живут евреи в России. Собственное благополучие, высокое положение в городе, чистота помыслов и даже верность традициям – не дают никаких гарантий от эксцессов, в которых могут пострадать совершенно невинные и не причастные люди. Если помнить об этом, иногда целесообразнее подстелить соломку, чем разжигать факел.
Как себя чувствуют пермские евреи после инцидента? Как повлиял он на них, на еврейскую жизнь в ранее вполне благополучном в плане межнациональных отношений городе? Об этом корреспондент сайта RJC.RU беседовал с главой регионального отделения РЕК в Перми Александром Блюминым.
– Насколько профессионально было организовано нападение?
– Наверное, это должны решать правоохранительные органы, но одно могу сказать точно: раньше в нашем городе ничего подобного не случалось. Это безобразие – первая подобная акция.
– Что могло спровоцировать эту акцию?
– Здесь могли быть две причины. Первая: в последнее время прокуратура активно проверяет все еврейские организации города на экстремизм. Информация об этом, конечно, расходится через СМИ и оказывает свое воздействие. Вторая причина – это громкая, широко разрекламированная церемония с внесением Свитка Торы. Организаторы устроили музыкальное шествие с перекрытием одной из центральных улиц города, все это тоже широко освещалось в СМИ и могло стать последней каплей.
– Не лучше ли было после этого инцидента перенести внесение Свитка?
Мне был не понятен тот ажиотаж вокруг самого внесения Свитка Торы. Но довести до конца эту церемонию было нужно, так что здесь организаторы поступили правильно.
– Какова сейчас обстановка в городе? Усилены ли меры безопасности в еврейской общине?
Да, была усилена охрана синагоги. В целом же обстановка в городе спокойная, еврейские организации работают, как и работали.
На иллюстрации: факельное шествие пермских евреев в честь внесения Свитка Торы (фото со страницы МИРО «Еврейская община г.Перми»)