Провокационное заявление министра обороны Латвии, призвавшего снести памятник советским воинам в Риге, заслуживает самого резкого осуждения. Кроме того, вызывает удивление и беспокойство, что во главе военного ведомства стоит человек, или не способный сдерживать свои эмоции, или осознанно идущий на обострение межнациональных и межгосударственных противоречий. Но до тех пор, пока в России будут по-разному трактовать общепризнанные преступления нацизма, жесткие заявления в отношении прибалтийских властей будут восприниматься не более, чем часть внутриполитической игры. Так же, как воспринимаются сегодня провокационные заявления прибалтийских политиков.
Провокационное заявление министра обороны Латвии, призвавшего снести памятник советским воинам в Риге, заслуживает самого резкого осуждения. Кроме того, вызывает удивление и беспокойство, что во главе военного ведомства стоит человек, или не способный сдерживать свои эмоции, или осознанно идущий на обострение межнациональных и межгосударственных противоречий.
В интервью, опубликованном 28 августа в одной из латвийских газет, министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил: «Так называемый памятник Победы в Риге, с моральной точки зрения, заслуживает сноса, но это повлекло бы множество опасных последствий. Этот памятник является символом, не связанным с захоронениями солдат, но имеющим большой политический вес <…> Празднование 9 мая в том виде, как это происходит в Риге, задевает и меня» – признался министр.
Удивительно, что это скандальное заявление, похожее на эмоциональный срыв или на продуманную провокацию, принадлежит человеку, возглавляющему вооруженные силы страны и призванному отвечать за государственную безопасность. Ведет ли к укреплению безопасности обострение межнациональных противоречий в Латвии и очередная напряженность в отношениях с Россией?
Выступление министра обороны Латвии, ежегодные марши памяти «латышского региона», перенос «Бронзового солдата» в Таллине – это, увы, звенья одной цепи печальных реалий в политической жизни стран Балтии. Столь упорная борьба с прошлым не может вызвать ничего, кроме сожаления, а в таких случаях, как нынешний, – и резкого осуждения.
Между тем попытки переписать историю Второй мировой войны – и Холокоста как неотъемлемой части преступлений Третьего Рейха – предпринимаются сегодня и в нашей стране. Пример тому – беспрецедентная история с заменой надписи в мемориале «Змиёвская балка», которая тянется с конца прошлого года. На месте крупнейшего захоронения жертв Холокоста в России власти Ростова-на-Дону – в нарушение закона и исторической справедливости – заменили мемориальную доску с упоминанием евреев и Холокоста на вариант, описывающий трагедию как “массовое уничтожения фашистами мирных советских граждан” (подробнее см. материал по ссылке).
Российский еврейский конгресс считает, что борьба с памятниками советским воинам в странах Балтии и замена мемориальной доски в Ростове-на-Дону – это явления одного порядка. При всех явных и скрытых различиях они направлены на пересмотр признанных итогов Второй мировой войны.
До тех пор, пока в России будут по-разному трактовать общепризнанные преступления нацизма, жесткие заявления в отношении вызывающих действий прибалтийских властей будут восприниматься как часть внутренней политической игры. Так же, как воспринимаются сегодня провокационные заявления прибалтийских политиков.
На фото вверху: мемориал в Змиёвской балке (слева) и памятник советским воинам в Риге