Рассказывают, что когда в 1978 Брежнев вручал Раневской орден Ленина, он не выдержал, и вместо приветствия сказал актрисе: «Муля, не нервируй меня!”. Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Генсек смутился: «Простите, но я вас очень люблю».
19 июля 1984 года умерла великая актриса Фаина Раневская. Вспоминаем сегодня ее роли и ее шутки
Рассказывают, что когда в 1978 Брежнев вручал Раневской орден Ленина, он не выдержал, и вместо приветствия сказал актрисе: «Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Генсек смутился: «Простите, но я вас очень люблю».
В данном случае «дорогой Леонид Ильич» был совсем не одинок: его чувства к великой актрисе разделяли миллионы советских граждан. А среди интеллигенции стремительно расходились меткие и колкие реплики острой на язык, и, кажется, ничего не боящейся и никого не щадящей старухи. Последние, впрочем, популярны и сегодня: что ни год, как в свет выходит очередной сборник «Афоризмов», «Высказываний» или «Анекдотов» от Фаины Раневской. Так что, подобно Сергею Довлатову, Фаина Георгиевна подарила бессмертие многим из тех, с кем ей довелось встретиться на долгом жизненном и творческом пути. К примеру, кто, кроме историков театра или заядлых киноманов, помнит сегодня актрису Веру Марецкую? А между тем, анекдот, куда она попала из-за Раневской, читали и читают миллионы:
В семьдесят лет Раневская вдруг объявила, что вступает в партию. «Зачем?», – поразились друзья. «Надо!», – твердо сказала Раневская. «Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях».
Впрочем, попасть на язык Раневской боялись не только коллеги. Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: когда в 1983 распоряжением Андропова в СССР был создан Антисионистский комитет советской общественности (немедленно окрещенный «Антисемитским»), среди его участников засветилось немало ведущих деятелей культуры: Эллина Быстрицкая, Матвей Блантер, Татьяна Лиознова, Аркадий Райкин, Майя Плисецкая… Раневской, однако, в этом списке не оказалось, более того, нет никаких сведений, что к актрисе в принципе обращались с подобными предложениями. Видимо, наверху хорошо понимали, что она может ответить и куда послать.
Посвятившая свою жизнь русскому театру, блестяще воплощавшая на сцене образы Чехова и Гоголя, Раневская своего еврейства не стыдилась и не скрывала (в отличие, опять-таки, он многих своих коллег – к примеру, Серафима Бирман, блистательно сыгравшая у Эйзенштейна Ефросинью Старицкую, по паспорту числилась «Молдаванкой»). А особенности советской национальной политики нередко становились предметом ее шуток и афоризмов.
Когда в Москве, на площади Свердлова, установили памятник Марксу работы
Кербеля, Раневская прокомментировала это так:
– А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!
– Будет ли пятая графа при коммунизме?
– Нет, будет шестая: “Был ли евреем при социализме?”
Впрочем, было бы величайшей несправедливостью, если бы прекрасная актриса осталась в нашей памяти только благодаря своему острому языку. К счастью, Раневской это не грозит. Во-первых, почти все фильмы с ее участием выложены в Интернете в свободном доступе, так что мы можем в любой момент посмотреть и «Свадьбу», и «Золушку», и даже «Подкидыша» с его знаменитым Мулей. А во-вторых, Фаина Георгиевна оставила след не только в театре и кино, но и в мультипликации, озвучив фрекен Бок в мультфильме про Малыша и Карлсона. Так что голос Раневской непременно услышат еще наши дети и внуки.
Ольга Фишман специально для сайта РЕК