В советские времена Симхат Тора, вне всяких сомнений, был самым популярным еврейским праздником. Не было ни календарей, ни объявлений по радио или в газетах, и, тем не менее, тысячи советских евреев, в течение года не переступавших порога синагоги, собирались в этот день, чтобы потанцевать со свитками Торы. Начинали в синагоге, а продолжали на улице.
РЕК поздравляет всех евреев с праздником Симхат Тора и желает сохранять дух радости и гордости от принадлежности к еврейству
В советские времена Симхат Тора, вне всяких сомнений, был самым популярным еврейским праздником. Не было ни календарей, ни объявлений по радио или в газетах, и, тем не менее, тысячи советских евреев, в течение года не переступавших порога синагоги, собирались в этот день, чтобы потанцевать со свитками Торы. Начинали в синагоге, а продолжали на улице. Власти шли на все, чтобы не допустить этих «незаконных националистических сборищ»: пускали по улицам рядом с синагогами грузовой транспорт, посылали специальных студентов-дружинников, выслеживавших своих однокурсников. Но ничего не помогало, и с каждым годом празднования Симхат Тора становились все более многолюдными.
Трудно сказать, каковы были исторические и психологические причины превращения Симхат Тора в главный праздник советского еврейства. Однако с религиозной точки зрения в этом есть несомненная внутренняя логика.
Чтобы понять эту логику, напомним вкратце, в чем состоит суть праздника. Обычаи Симхат-Торы складывались веками, пока, наконец, он не превратился в день окончания годового цикла чтения Торы. В ознаменование этого события из ковчега вынимают все свитки Торы, какие только есть в синагоге, и с песнями и плясками семь раз обносят их вокруг бимы – возвышения посреди синагоги, откуда по субботам и праздникам читают Тору. Свитки при этом не разворачивают, и даже не вынимают из футляров.
На первый взгляд, этот обычай выглядит весьма странно. Ведь свиток Торы – не бубен и не кастаньеты, а книга – вернее Книга Книг, которую следует раскрыть и изучать, а не носить по синагоге в свернутом виде. Однако если задуматься, то становится понятно, что в этом обычае заложен глубокий смысл. Он олицетворяет «первичную форму» национально-религиозной идентичности – осознание человеком принадлежности к общности, создавшей определенную культуру и традицию. Ибо в нормальной общине человек сначала узнает, что он еврей и что у “нас” есть Тора. И только потом – «разворачивает свиток» и начинает читать и изучать то, что в нем написано.
Для большинства советских евреев культура и религия их народа в значительной степени были «свернутым свитком». Тем не менее, они не хотели забыть о своем еврействе, гордились им, ощущали принадлежность к своей культуре и традиции. Танец со свитками Торы был для них выражением радости от осознания своего еврейства, возможностью заявить на весь мир: «Я – еврей». Поэтому неудивительно, что как только у них появилась возможность «развернуть свиток», российская еврейская жизнь расцвела множеством цветов: едва ли не в каждом городе, где было хоть немного евреев, появились синагоги и йешивы, общеобразовательные и воскресные школы, культурные и общинные центры.
Поздравляя русских евреев с праздником, Российский Еврейский Конгресс хотел бы пожелать всем сохранять уникальный дух радости и гордости от принадлежности к еврейству, воплотившийся в советских празднованиях Симхат-Торы. И тогда о настоящем и будущем еврейской жизни в России можно будет не беспокоиться. Народ Израиля будет жить!
Евгений Левин, специально для РЕК