Первый день Песаха, или просто Песах – едва ли не самый любимый и популярный из еврейских праздников. Множество людей, даже весьма далеких от религии, собираются в этот день за столом, чтобы вкусить мацы с горькой зеленью и принять участие в традиционном ужине-ритуале – пасхальном Седере. Седьмому дню Песаха повезло меньше – вне Израиля, где этот день является государственным выходным, широкой публике о нем известно мало.
РЕК поздравляет всех евреев с праздником окончательного освобождения
Первый день Песаха, или просто Песах – едва ли не самый любимый и популярный из еврейских праздников. Множество людей, даже весьма далеких от религии, собираются в этот день за столом, чтобы вкусить мацы с горькой зеленью и принять участие в традиционном ужине-ритуале – пасхальном Седере. Седьмому дню Песаха повезло меньше – вне Израиля, где этот день является государственным выходным, широкой публике о нем известно мало. А между тем речь идет о празднике, установленном уже в Торе: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки, – песах Господу. И в пятнадцатый день сего месяца праздник опресноков Господу. Семь дней ешьте опресноки… а в седьмой день собрание священное: никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:5-8).
Что же произошло в этот день? Через несколько дней после того, как евреи покинули Египет, фараон раскаялся в том, что отпустил своих рабов, собрал войско и кинулся в погоню. Несмотря на предшествующие десять казней, включая самую страшную, гибель первенцев, живой силы и техники у него для этого хватили: «И взял [фараон] шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими».
В это время евреи находились на берегу Красного моря, и, увидев приближающихся врагов, почувствовали себя в ловушке: впереди была морская гладь, позади – враг, пылающий жаждой мести. Казалось бы, спасение нет, но, говоря словами Пушкина, Бог судил иное: «И простер Моше руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израиля среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». Когда же египтяне бросились в погоню, Моше вновь простер руки – «и вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них». И тогда произошло главное чудо:
И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моше, рабу Его.
Эти слова могут показаться странными – ведь к тому времени Всевышний совершил множество чудес, наглядно свидетельствующих о Его могуществе и о бессилии египетских божеств. Но, видимо, всего этого было недостаточно: несмотря на все «чудеса и знамения в земле Египетской», евреи в глубине души продолжали сомневаться, полагая, что поражения и беды Египта – явление временное, и что империя фараонов еще нанесет ответный удар. И лишь увидев, как бывшие хозяева гибнут в водах Красного моря, они смогли, наконец, поверить, что египетское рабство действительно осталось в прошлом.
Подобный феномен хорошо известен психологам: даже когда неприятный опыт остался в прошлом, человек не подсознательно не верит, что это – навсегда. Нужно какое-то дополнительное потрясение, катарсис, чтобы старые травмы наконец отпустили, и человек смог снова дышать полной грудью. Видимо, гибель египтян в морской пучине и стала для Израиля таким катарсисом.
Поэтому, поздравляя русских евреев с праздником, РЕК желает всем подобного катарсиса – чтобы мы смогли достичь полного и окончательного избавления от прежних страхов и фобий, мешающих нам жить полной свободной жизнью.
Евгений Левин специально для сайта РЕК