У всех людей лето – сезон отпусков, развлечений и беззаботности. Однако евреи, говоря словами Писания, и здесь оказались «народом, живущим наособицу», хотя и не совсем по своей вине. Именно в середине лета произошло несколько трагических событий еврейской истории, поэтому на это время выпадают два поста, 17 Тамуза и 9 Ава (в этом году, соответственно, 15 июля и 5 августа), а три недели между ними считаются траурными, когда не играют свадеб и не устраивают никаких увеселений.
У всех людей лето – сезон отпусков, развлечений и беззаботности. Однако евреи, говоря словами Писания, и здесь оказались «народом, живущим наособицу», хотя и не совсем по своей вине. Именно в середине лета произошло несколько трагических событий еврейской истории, поэтому на это время выпадают два поста, 17 Тамуза и 9 Ава (в этом году, соответственно, 15 июля и 5 августа), а три недели между ними считаются траурными, когда не играют свадеб и не устраивают никаких увеселений.
Какие трагические события произошли 17 Тамуза? Ответ на этот вопрос мы находим в Мишне, древнейшем кодексе еврейского религиозного права, составленном в конце II – начале III века нашей эры: «Пять бед постигли наших отцов 17 Тамуза: разбились скрижали, во время осады Иерусалима Навуходоносором прекратились ежедневные жертвоприношения и была проломлена городская стена, римский наместник Апостемос сжег свиток Торы и поставил в Храме идола».
Почему все эти трагические события произошли именно 17 Тамуза? Как рассказывается в Торе, евреи, не дождавшись Моше, взошедшего на гору Синай, обступили его брата Аарона и потребовали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что с ним случилось» (Исход, 32:1). Аарон подчинился и сделал золотого тельца, которому евреи с радостью бросились поклоняться: «И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться» (там же, 6). Произошло это именно 17 Тамуза, и с тех пор этот день стал для евреев днем горя и бедствий, первое из которых произошло практически сразу: спустившись с Синая и увидев, как евреи пляшут перед идолом, потрясенный Моше разбил скрижали с Десятью заповедями, которые вручил ему сам Всевышний. Кроме того, собрав вокруг себя тех, кто сохранил верность Всевышнему, он жестоко покарал главных отступников: «И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Господа, – ко мне! Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот, в стане, и убивайте каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родственника своего. И сделали сыны Леви по слову Моше, и пало из народа в тот день около трех тысяч человек» (там же, 26-28).
Как мы уже сказали, 17 Тамуза – день поста. В этот день, с восхода и до заката, религиозные евреи не едят, не пьют, вспоминают о трагических событиях и предаются благочестивым размышлениям о раскаянии. Вместе с тем 17 Тамуза парадоксальным образом служит не только напоминанием о прежних бедствиях, но и источником надежды и утешения. Ведь если на протяжении веков бедствия случаются в один и тот же день, это несомненно знак божественного Провидения, свидетельство того, что Всевышний не забыл свой народ и не оставил его. А раз так, мы можем твердо рассчитывать на исполнение данных Им обещаний, согласно которым, в том числе, дни поста и траура станут в будущем днями радости и веселья: «Так говорит Господь Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иуды радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Захария, 8:19).
Российский Еврейский Конгресс желает легкого поста всем, кто постится, и вместе со всем народом Израиля надеется, что это пророчество исполнится «вскорости, в наши дни».
Евгений Левин, специально для сайта РЕК